Мировоззрение как структурное образование
Мировоззрение как структурное образование сознания общества относится к социальному сознанию не как часть к целому, а как особенное к общему. При этом оно соотносится, на наш взгляд, со всем сознанием общества, т. е. и с идеологией, и с наукой, и с общественной психологией. Соотношение мировоззрения и идеологии иногда трактуется как их тождество, но это не так. В научно-исследовательской литературе все чаще стали различать идеологию и мировоззрение.
Так, Д. Гырдев пишет: Идеология охватывает более широкий круг явлений, отражающих экономический базис общества. Мировоззрение составляет определенную часть идеологии, находящуюся в диалектическом единстве с другими ее частями. Примерно такой же точки зрения придерживается и Н. И. Михальченко.
Идеология, — утверждает он, — более широкий социальный феномен, а мировоззрение — только одна из важнейших идеологических форм…
Если в идеологии основным моментом выступает выражение в формах духовной деятельности интересов классов в обществе, то основным в мировоззрении является выражение общих закономерностей развития социального и природного мира.
Как видно, Д. Гырдев и Н. И. Михальченко усматривают различия между идеологией и мировоззрением прежде всего по объему, считая идеологию более широким образованием, чем мировоззрение, а также по выполняемым ими функциям.
Вряд ли названные различия вносят ясность в вопрос о соотношении идеологии и мировоззрения. В действительности идеология в целом, а не отдельная ее часть выполняет роль мировоззрения. Идеология не только выражает и защищает классовые интересы, но и выполняет познавательные функции.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Внушающее воздействие
- Трактовка внушения
- Убеждение
- Особенность убеждающего воздействия
- Аргументы доказательства используемые в убеждении