Нравственные отношения (Совместность с другими отношениями)
Нравственные отношения выступают вместе с тем и как социально-психологические, ибо в них отражаются чувства морального долга, моральной ответственности, морально-психологический климат той или иной общности людей, моральные привычки и другие социально-психологические явления.
Следовательно, характеристика любых надстроечных отношений не может быть однозначной: они идеологичны по содержанию, по форме существования, т. е. выступают надстройкой над материальными отношениями и в то же время обладают социально-психологической характеристикой.
Понимание социально-психологических отношений как отношений общественных подвергается не меньшему сомнению, чем и существование идеологических отношений в собственном смысле слова. В философской и социологической литературе о них упоминается очень редко, и толкуются они весьма противоречиво.
Одни исследователи среди большого разнообразия существующих в обществе отношений называют и психологические, по выносят их за рамки общественных отношений. Добавлением к общественным отношениям, — считает Ю. К. Плетников, — являются… психологические отношения (симпатия, антипатия, дружба, ненависть и др.)…
Он не различает психологические и социально-психологические отношения и ставит их в один ряд с личными и естественно-материальными отношениями (семейнОбрачными, кровнородственными и др.), имеющими самостоятельное значение в индивидуальной жизни людей.
Другие признают социально-психологические формы общественных отношений лишь как отношения субъективного плана, не выделяя их в особый вид общественных отношении.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Авторитет
- Обращение к авторитету
- Внушающее воздействие
- Трактовка внушения
- Убеждение