Социально-психологические отношения
Социально-психологические отношения, на наш взгляд, объективно существуют, как и другие надстроечные отношения. Это, однако, не исключает особенностей их возникновения и проявления.
Отрицание их объективности нередко связано с пониманием социально-психологических явлений и отношений как присущих лишь индивидам, составляющим те или иные общности людей.
Социально-психологическая сторона отношений, — считает Л. П. Буева, — выражается в мотивах, чувствах, настроениях, жизненных установках, оценках, стереотипах восприятия и понимания различных явлений жизни отдельными, личностями — членами малой группы, коллектива, класса, общества.
При таком понимании социально-психологических отношений трудно говорить об их объективном характере. Но разве, скажем, морально-психологический климат коллектива не объективно существует по отношению к его отдельным членам? Он является выражением состояния коллективного сознания, которое не сводится к сумме психических состояний отдельных личностей, а является качественно новым образованием, возникшим прежде всего на основе трудовой деятельности членов коллектива и их деловых отношений.
Каждый из них воспринимает морально-психологический климат как объективно существующую по отношению к нему реальность и вынужден считаться с ней в своем поведении.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Внушающее воздействие
- Трактовка внушения
- Убеждение
- Особенность убеждающего воздействия
- Аргументы доказательства используемые в убеждении