Социально-психологические образования
Социально-психологические образования по своей сути, как было показано, выражают отношения. В этом состоит важнейшая особенность данного вида явлений. Поэтому признание общественной психологии как сферы общественного сознания есть вместе с тем и признание социально-психологических отношений. Однако можно ли ставить знак равенства между социально-психологическими явлениями и социально-психологическими отношениями?
На такой вопрос нельзя ответить однозначно. Несомненно, что и общественное настроение, и общественное мнение, и морально-психологический климат, и традиции, и многие другие социально-психологические образования выражают отношение людей к явлениям действительности путем одобрения или порицания, восторга или гнева и других духовных состояний.
Но это отношение проявляется все же при участии сознания, и потому нельзя отождествлять полностью сознание и социально-психологические отношения. Последние становятся объективными в полном смысле по мере их реализации в социальной практике.
Так, в условиях социализма, когда экономические отношения рождают у личности чувства хозяина производства, социалистической собственности, коллективизм и другие социально-психологические явления, которые реализуются в сфере материального производства, тогда социально-психологические отношения обретают в полном смысле свою объективность.
Отношение — это всегда процесс, в котором выделяются определенные этапы, периоды, переживаемые состояния. Стремившись подчеркнуть реальность, объективность идеологических отношений в собственном смысле и социально-психологических, мы доводили их развертывание до реализации в деятельности людей. Однако важно иметь в виду, что рассматриваемые виды отношений обретают реальность с момента их появления как явлений сознания.
Сознание — это не только знание, но и отношение, которое и проявляется главным образом через идеологические и социально-психологические явления. Реальность последних есть прежде всего существование субъектов, т. е. социальных групп, к которым они принадлежат. Формой обнаружения и способом реализации идеологических и социально-психологических отношений является общение.
«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов
Смотрите также:
- Социологические и социально-психологические исследования
- Убеждающее воздействие в пропаганде
- Возможности пропаганды
- Взаимосвязь идеологии и общественной психологии в процессе пропагандистского убеждающего воздействия
- Направление пропагандистской деятельности
- Свобода выбора тех или иных знаний
- Процесс оценки
- Превращение знаний в убежденность
- Идеологическое содержание пропаганды
- Пропагандист
- Благоприятное влияние пропаганды на аудиторию
- Изменения общественной психологии вызываемые пропагандой
- Связующие звено между психологией общества и психологией личности
- Трактовка внушения
- Убеждение
- Особенность убеждающего воздействия
- Аргументы доказательства используемые в убеждении
- Анализ убеждающего воздействия